главная >> декорирование >> виды тканей для декорирования
виды тканей для декорирования
декорирование

Гладкокрашеные ткани делятся на ткани светлых и темных тонов. Из наиболее часто встречающихся окрасок к светлым тонам относятся: белый, светло-желтый, канареечно-желтый, бледно-розовый, телесный, желтовато-розовый (само), светло-голубой, светло-зеленый (фисташковый), сиреневый, светло-серый, серый, песочный.

К темным тонам относятся: черный, коричневый, синий, васильковый, ярко-зеленый, темно-сиреневый, темно-серый (топ), алый (в различных оттенках), малиновый, оранжевый беж (розовато-коричневый), шоколадный, зеленый, мордоре (темно-золотистый), терракотовый, лиловый, прюн (цвет сливы), бордо, электрик.

Набивные, или nечатные ткани могут быть различными по своим рисункам и делятся на ткани легкие (или положительные) в раскрое и на ткани трудные (или отрицательные) в раскрое. Все разнообразие набивных, или печатных тканей можно свести к нескольким группам:

  • полоска (в раскрое требует внимательного отношения и правильного расположения при соединении отдельных частей изделия);
  • горошек (в раскрое очень распространенный и легкий);
  • клетка (требует тщательной подгонки);
  • шенэ (цепь: рисунок, составленный из отдельных черточек прямых, диагональных или продолговатых фигурок; в раскрое прост);
  • мильфлер (тысяча цветов: рисунок легкий в раскрое);

  • пико (острие: рисунок, составленный из отдельных точек на цветном фоне; в раскрое прост);
  • розовый перекат (крупные цветы или мотивы розового тона или по розовому фону; в раскрое прост).

Все мелкоузорные рисунки в раскрое просты. Все крупные фигурные рисунки обычно требуют большей внимательности.

Густота рисунка у набивных тканей определяется крапом. Все набивные ткани можно разделить на пять крапов:

  • первый (на белом поле рисунок занимает 25%; рисунок несложный);

  • второй (рисунок занимает 50% всей ткани);

  • третий (рисунок занимает 75% ткани);

  • четвертый (рисунок занимает также 75% ткани, однако является более сложным);

  • пятый (рисунок занимает до 100% всей ткани).

Расцветка пестрых тканей достигается за счет разной окраски пряжи для основы и утка. Определенное сочетание окраски пряжи для основы и утка дает в шелковых тканях игру тонов. Такая окраска называется шанжан (фр. переменчивый, непостоянный).

Меланжевые ткани вырабатывают из пряжи, изготовленной из смеси по-разному окрашенных волокон.

По волокнистому составу ткани можно разделить на однородные и неоднородные.

Однородные состоят из волокон одного вида: шерсти, хлопка, льна, шелка и т. д. Неоднородные - из сочетания различных видов волокон: шерсти с хлопком, шерсти с шелком, льна с хлопком и т. д.

По своему строению неоднородные ткани делятся на:

  • ткани, для изготовления которых волокна смешивают непосредственно перед прядением. Это смешанные ткани;
  • ткани, построенные из двух разнородных по составу нитей (основа ­ из хлопка, а уток - из шерсти). Такие ткани называют полушерстяными, полушелковыми, полульняными;
  • ткани, для изготовления которых берут одну систему нитей, состоящую из пряжи одного состава, а другую систему нитей, состоящую из смешанной пряжи (основа - хлопок, а уток - шерсть с хлопком). Такие ткани называют полушерстяными смешанными.

По составу волокон ткани делят на:

  • льняные (чистольняные, полульняные с хлопком и искусственным шелком);
  • хлопчатобумажные (чистохлопковые, смешанные, полухлопковые с искусственным шелком);
  • шерстяные (чистошерстяные, смешанные с хлопком или штапелем, полушерстяные с хлопком и искусственным шелком, полушерстяные смешанные );
  • из натурального шелка (чистошелковые, полушелковые с хлопком и искусственным шелком, смешанные с шерстью);
  • из искусственного шелка (чистошелковые, полушелковые с хлопком).

Как же определить состав ткани? Есть целый ряд способов. Конечно, самый достоверный - лабораторный метод. Он включает в себя микроскопический и химический анализы. Однако чаще всего приходится прибегать к органическому методу - определению ткани на глаз, на ощупь, на смятие, на растяжение, на разрыв, на горение.

По внешнему виду льняная ткань более блестящая, хлопчатобумажная - матовая. Нити хлопчатобумажной ткани ровные, а льняной - местами утолщенные, На ощупь: льняная ткань - более жесткая, а при прикладывании к голому телу дает ощущение холода.

На смятие: льняная ткань дает жесткие, плохо расправляющиеся складки. Льняная ткань почти не тянется ни по основе, ни по утку, в то время как хлопчатобумажная ткань тянется по утку.

На разрыв нити: у льна концы будут остроконечные, а у хлопчатобумажной ткани - пушистые и ровные.

На горение: льняная ткань почти не дает запаха, а при горении хлопчатобумажной ткани выделяются резкий запах и едкий дым.

Таким же образом можно безошибочно отличить натуральный шелк от искусственного и шерсть от полушерсти и смешанных тканей.

На глаз: искусственный шелк имеет резкий металлический блеск, а натуральный шелк - нежно-матовый.

На ощупь: искусственный шелк жесткий, в то время как натуральный ­ мягкий. Шерстяные ткани в зависимости от природы волокна и его строения могут быть очень мягкими, полугрубыми и грубыми.

На смятие: искусственный шелк дает жесткую, плохо расправляющуюся складку. Шерстяные ткани являются наиболее упругими и эластичными. Чистошерстяные ткани мягкие, после смятия расправляются медленно и полностью. Полугрубые и грубые чистошерстяные - после смятия дают быстрое и резкое распрямление.

На разрыв: натуральный шелк рвется с трудом, а искусственный - легко, особенно в увлажненном виде, когда он теряет до 70% своей крепости. При разрыве нить искусственного шелка рассыпается на отдельные волокна, а нити натурального шелка обрываются ровно, не рассыпаясь. Шерстяная нить рвется далеко не сразу, а сначала значительно растягивается.

На горение: натуральный шелк спекается шариком и гаснет, в то время как искусственный шелк сгорает полностью. Шерсть при горении слипается шариком, гаснет, пахнет паленым рогом. Если же огонек по нити перебегает при том же запахе рога, это - явный признак наличия растительных волокон или искусственного шелка. Если нить сгорает до 1-2 см, а затем гаснет, издавая также характерный запах, то наличие растительных волокон или искусственного шелка составляет значительный процент.

Шерстяные смешанные ткани на смятие и растяжение не дают тех показателей, которые присущи тканям из чистой шерсти.

Есть еще одно, чему следует научиться: определение в тканях основы и утка. Основу и уток можно определить по следующим признакам:

  • нити утка чаще всего проходят там, где ткань тянется, для ее нахождения ткань нужно потянуть по двум направлениям (вдоль и поперек);
  • нити основы идут параллельно кромке;
  • нить основы по сравнению с нитью утка более тонкая, гладкая и крепкая;
  • если у ткани есть полоски, то основа идет параллельно им;
  • у ткани с начесом начес идет по основе;
  • у полушерстяных тканей с хлопком основой будет хлопок;
  • у тканей полушелковых и натуральных шелковых основой является шелк

Также важно уметь определять у ткани лицо и изнанку. У различных переплетений лицо и изнанку определяют по-разному, Например, у ткани простого полотняного переплетения лицевой стороной является та, которая при рассмотрении на свет выглядит чище, глаже, лучше отделана и имеет меньше узлов.

У ткани саржевого или диагоналевого переплетения лицевую сторону найти легко. Ткань кладут перед собой по основе, и если при этом диагонали идут слева направо и снизу вверх, то перед вами - лицевая сторона.

У ткани сатинового или атласного переплетения лицевую сторону найти тоже легко - она гладкая, блестящая.

Очень важным является и вопрос о переплетении. Ткани образуются переплетением продольной нити с поперечными (основы с утком). Количество различных комбинаций в переплетении утка и основы велико. Основными считаются три:

Полотняное (суконное) переплетение

Полотняное (суконное) переплетение (см.рисунок), В этом переплетении каждая нить утка переплетается с нитями основы через одну. При переплетении нитей образуется рисунок, который периодически повторяется. Такой повторяющийся рисунок называют раппортом ткани.

Ткани, вырабатываемые полотняным переплетением, отличаются однообразием лицевой стороны и изнанки. Этот вид переплетения используется тогда, когда нужно жестко связать нити друг с другом и получить наиболее простой вид лицевой поверхности (бельевые ткани, ситец, бортовая парусина и т. д.). Полотняное переплетение и его разновидности находят широкое применение, так как по своему строению и выработке дают прочные ткани. В общем ассортименте хлопчатобумажных тканей полотняным переплетением вырабатываются основные сорта: ситец, бязь, мадаполам, шифон, маркизет, батист, хлопчатобумажное сукно. В группе шерстяных тканей полотняное переплетение применяется при изготовлении сукна.

Саржевое переплетение

Саржевое переплетение (см. рисунок). В этом переплетении уточная нить проходит под одну нить основы и перекрывает две следующие. При второй про ходке утка выход основы на лицевую сторону сдвигается на одну нить, то есть уток подходит уже под вторую нить основы и затем переплетается согласно принятому рисунку.

Ткани, выполненные саржевым переплетением, прочны, но уступают в своей прочности тканям полотняного (суконного) переплетения, так как имеют меньшую увязку нитей. Зато благодаря меньшей увязке нитей они растяжимы и эластичны. Этот вид переплетения применяют при выработке костюмных тканей.

Сатиновое (атласное) переплетение

Сатиновое (атласное) переплетение (см. рисунок). В этом переплетении нить утка покрывает многие нити основы, подходя для связи под одну нить основы. В связи с этим лицевая сторона ткани резко отличается ог изнаночной: на одной стороне преобладает одна система нити, на другой стороне - другая. Перекрытия отделены друг от друга, мало заметны.

Благодаря этому лицевая поверхность ткани приобретает гладкий, ровный вид. Ткани такого строения применяются для пошива платьев и подкладок.

Ткани, у которых на лицевую сторону выведена основа, называются атласами или ластиками, а ткани, у которых на лицевой стороне преобладает уток, - сатинами.

Кроме указанных трех главных видов переплетений, существует еще множество самых разнообразных, построенных на основе и путем комбинаций главных видов. К ним относятся: диагоналевое, мелкоузорчатое (армюрное), жаккардовое, двуличные и двойные, ворсовые или бархатные переплетения.

Существует также множество искусственных и синтетических волокон. Это не только всем известные капрон и нейлон, но и лавсан, хлорин, энант, нитрон и множество других.

По своему качеству эти искусственные ткани ничем не уступают натуральным. Они красивы, прочны, не требуют глажения, легко прошиваются на швейной машине.