главная >> электрика и электроника >> автоматическая защита трехфазного электродвигателя от отключения фазы
автоматическая защита трехфазного электродвигателя от отключения фазы
электрика и электроника

Электродвигатели с трехфазным питанием при пропадании одной из фаз могут быстро перегреться и выйти из строя. Для предотвращения подобных ситуаций используются различные автоматические системы отключающих защитных устройств. Подобные устройства по принципу своей работы можно условно разделить на полупроводниковые, на основе диодов и транзисторов, и релейные. Схемы на основе реле намного проще.

Схема первая.

http://www.lomaste.ru/images/stories/content/elektrika/elektr17.png

В стандартную систему запуска электродвигателя с трехфазным питанием включается дополнительное реле Р с нормально разомкнутыми контактами Р1. Если напряжение имеется на всех трех фазах питающей электросети, то и на обмотке реле Р оно присутствует, а значит контакты Р1 замкнуты. Кнопка «Пуск» при нажатии замыкает цепь обмотки электромагнита магнитного пускателя МП и через систему контактов МП1 на электродвигатель подается трехфазное напряжение. Если прервется цепь по проводу А, то реле Р обесточится, управляемые им контакты Р1 разомкнутся, прервав цепь питания магнитного пускателя, который, в свою очередь, разомкнет систему контактов МП1 отключая электродвигатель от сети. При пропадании напряжения на проводах В и С обесточится непосредственно обмотка магнитного пускателя, что также приведет к полному отключению электродвигателя. В качестве Р1 можно использовать реле переменного тока типа МКУ-48.

Схема вторая.

http://www.lomaste.ru/images/stories/content/elektrika/elektr18.png

Принцип действия этой схемы основан на создании искусственной нулевой точки (точка 0′), которая образуется включением в схему трех одинаковых конденсаторов С1-С3. Между нулевым проводом 0 и точкой 0′ имеется реле Р с нормально замкнутыми контактами. При нормальной подаче на электродвигатель трех фаз напряжение в точке 0′ отсутствует и, соответственно, ток через обмотку реле Р не протекает, оставляя контакт Р1 замкнутым. При пропадании любой фазы симметрия электрической схемы нарушается и в точке 0′ появляется напряжение, заставляющее реле Р разомкнуть контакты Р1, что приводит к обесточиванию обмотки магнитного пускателя и отключению электродвигателя. Подобная схема отличается гораздо более высокой чувствительностью по сравнению с первой. Реле можно использовать типа МКУ на напряжение 36 В. Емкость конденсаторов 4-10 мкФ на напряжение в два раза больше фазного.

Если устройство получилось чрезмерно чувствительным и срабатывает при включении дополнительных однофазных потребителей, то порог срабатывания можно уменьшить, использовав конденсаторы на меньшую емкость.

Схема третья.

Этот способ защиты аналогичен первой схеме. Его преимущество в том, что при отключении двигателя обмотка реле Р обесточена.

http://www.lomaste.ru/images/stories/content/elektrika/elektr19.png

Если фаза пропадает на проводах В или С, то обесточивается обмотка реле Р, если на проводе А или С - то обесточивается обмотка магнитного пускателя. При любом варианте магнитный пускатель МП1 разомкнет свои контакты обесточивая двигатель.