главная >> электрика и электроника >> ремонт электрического масляного радиатора
ремонт электрического масляного радиатора
электрика и электроника

Если электрический масляный радиатор перестал работать, не спешите везти его в мастерскую. В большинстве случаев его можно отремонтировать в домашних условиях, используя набор универсальных инструментов.

http://www.lomaste.ru/images/stories/content/elektrika/elektr05.jpg
Рис.1.Электрический масляный радиатор: 1-блок управления; 2-соединительный шнур; 3-световой сигнализатор; 4-красная кнопка аварийного термоограничителя; 5-ножка; 6-электронагревательный элемент; 7-корпус;

Наиболее распространенный тип прибора - панельный масляный радиатор с плавной регулировкой степени нагрева, аварийным термоограничителем и световым сигнализатором. В нижнюю часть металлического корпуса 7 вмонтирован электронагревательный элемент 6 (ТЭН). Корпус выполнен из двух панелей, герметично соединенных сваркой. К торцу радиатора или к его лицевой поверхности прикреплен блок управления 1, из которого выпущен соединительный шнур 2 с вилкой.

Обязательным элементом, обеспечивающим безопасность радиатора, служит аварийный термоограничитель, отключающий нагревательный элемент, если температура панели корпуса превышает 130°С.

В некоторых моделях эту роль выполняет терморегулятор. При установке ручки на максимальный нагрев он не создает пауз в работе ТЭНа, но отключает его, если температура превысит безопасный предел.

В подавляющем числе моделей электрорадиаторов ТЭН вмонтирован в корпус с применением сварных соединений и составляет с ним неразборную конструкцию. Поэтому домашний ремонт будет ограничен восстановлением блока управления с соединительным шнуром и вилкой. Именно их неисправности чаще всего встречаются при эксплуатации масляных радиаторов.

Ремонт прибора существенно облегчится, если перед разборкой вы пометите взаимное расположение частей метками, нанесенными нитрокраской, тушью или карандашом, нанесёте маркировку на клеммы и монтажные провода. Все работы по проверке и ремонту электрорадиатора производите только после отсоединения шнура от сети. Не включайте радиатор до завершения сборки и установки всех крышек и ограждений.

НЕИСПРАВНОСТЬ 1

Включенный радиатор не нагревается, световой сигнализатор не светится.

Причина 1

Нет напряжения в розетке, неисправна сетевая розетка.

Способ устранения

Проверьте наличие напряжения в розетке, вставив в нее вилку заведомо исправного электроприбора или воспользовавшись индикатором напряжения. Если нет напряжения или неисправна розетка, проверьте электрощит квартиры, отремонтируйте розетку.

Причина 2

Нарушение электрического контакта в вилке соединительного шнура (рис. 2), его токоведущих жилах, в местах присоединения жил к клеммам блока управления.

http://www.lomaste.ru/images/stories/content/elektrika/elektr06.jpg
Рис.2.Крепление соединительного шнура: 1-гайка; 2-пружинная шайба; 3-шайба; 4-шпилька; 5-крышка; 6-ручка; 7-световой сигнализатор; 8-красная кнопка аварийного термоограничителя; 9-основание; 10-стойка; 11-контактный винт; 12-соединительный шнур; 13-фиксирующая планка; 14-винт;

Способ устранения

Внимательно осмотрите и прощупайте соединительный шнур и его вилку. Не обнаружив видимых повреждений, отверните гайки 1 в углах крышки 5 блока управления, снимите поочередно пружинные 2 и круглые 3 шайбы. Аккуратно сдвиньте крышку и снимите ее с блока управления, пропуская ручку 6 и стяжные шпильки 4 сквозь отверстия в крышке.

Чаще всего электрический контакт нарушается в соединениях штырей вилки с концами токоведущих жил шнура, в самих жилах вблизи вилки или места ввода шнура в блок управления, в местах присоединения жил к клеммам контактных стоек 10. Прозвоните соединительный шнур омметром, пробником с лампочкой или индикатором. Присоединяя щупы к штырям вилки и к клеммам контактных стоек, выявите место дефекта.

Проверьте затяжку контактных винтов 11, зажимающих концы жил шнура в отверстиях стоек. Если они ослаблены, о чем свидетельствует нагар и копоть на соприкасающихся поверхностях деталей, выкрутите поочередно винты, выньте жилы. Зачистите до блеска поверхности контактирующих элементов мелкозернистой наждачной бумагой.

Если шнур неисправен, выкрутите пару винтов 14 и, отделив фиксирующую планку 13, снимите его. Восстановленный или новый соединительный шнур установите в блок управления. Перед этим гаечным ключом или плоскогубцами проверьте затяжку контактных стоек 10 и при необходимости надежно затяните их. Не забудьте круглым надфилем зачистить отверстия под жилы шнура в стойках до блеска.

Оголите жилы нового шнура на 6-8 мм, зачистите концы наждачной бумагой, скрутите и паяльником облудите оловянным припоем с канифольным флюсом. Восстановленный шнур укоротите на 10-15 мм и таким же образом подготовьте к монтажу. Вставьте концы жил в отверстия стоек 10, вверните и надежно затяните контактные винты 11, поставьте на место фиксирующую планку, закрепив ее двумя винтами 14. Наденьте крышку на блок управления и закрепите гайками с шайбами.

С помощью омметра или пробника убедитесь, что нет короткого замыкания токоведущих частей на металлический корпус электрорадиатора, присоединяя щупы к штырям вилки и к корпусу. Затем включите нагревательный прибор и проверьте его работу.

Причина 3

Нарушен электрический контакт в терморегуляторе.

Способ устранения

Снимите крышку с блока управления, отделите шнур. Воспользовавшись торцовым ключом или плоскогубцами, отвинтите гайки 23 (рис. 3), снимите шайбы 22 с резьбовых выводов ТЭНа 5. Нажав на красную кнопку 8 аварийного термоограничителя и утопив ее в отверстии основания 2, осторожно вытащите панель 10. Тогда длинный стержень датчика аварийного термоограничителя выйдет из гнезда 3 корпуса 1 масляного радиатора.

http://www.lomaste.ru/images/stories/content/elektrika/elektr07.jpg
Рис.3.Блок управления: 1-корпус; 2-основание; 3-гнездо; 4,16,23,27-гайка; 5-вывод ТЭНа; 6-резистор; 7,18-шина; 8-красная кнопка аварийного термоограничителя; 9-световой сигнализатор; 10-панель; 11-патрон; 12-биметаллическая пластина; 13-монтажный вывод; 14-регулировочный винт; 15-рамка; 17-упор; 19-стойка; 20-ручка; 21-стопорный винт; 22,25-шайба; 24-шпилька; 26-пружинная шайба;

На лицевой стороне панели смонтированы биметаллическая пластина 12 терморегулятора, несущая якорь с подвижным контактом; упор 17, ограничивающий перемещение якоря; рамка 15 с регулировочным винтом 14, на головке которого установлена ручка 20, зафиксированная стопорным винтом 21; встроенный патрон 11 со световым сигнализатором 9 и балластный резистор 6; токоведущие шины 7,18; контактные стойки 19.

Начав с контактных стоек, проверьте омметром, пробником или индикатором все участки электросхемы, ограниченные местами соединений и сами соединения. 3астопорив отверткой винт, удерживающий стойку 19, отвинтите ее и снимите левую контактную шину 7. Правая шина 18 легко снимается после отвинчивания гайки 16 и снятия шайбы и монтажного провода 13. Обгоревшие, окислившиеся детали зачистите наждачной бумагой до блеска. Оплавившиеся или обломившиеся шины надо заменить новыми, вырезанными из латунной или бронзовой ленты. В качестве шаблона возьмите поврежденные шины, а отверстия просверлите дрелью. Подбирая ленту, обратите внимание на то, чтобы толщина ее была бы не меньше толщины заменяемой шины. Прикрепите шины, стойку, монтажный провод. гайку с шайбой в последовательности, обратной последовательности разборки.

Причина 4

Подгар, эрозия контактов терморегулятора (рис. 4).

http://www.lomaste.ru/images/stories/content/elektrika/elektr08.jpg
Рис.4.Терморегулятор: 1-биметаллическая пластина; 2,7-упор; 3-регулировочный винт; 4-рамка; 5-шайба; 6-гайка; 8-якорь; 9-неподвижный контакт; 10-панель; 11-магнит; 12,14-винт; 13-пластинчатая пружина;

Способ устранения

Снимите крышку с блока управления, вытащите панель. Для доступа к контактам терморегулятора открутите гайку 6 с винта, головку которого следует застопорить отверткой с обратной стороны панели 10. Снимите шайбу 5 и упор 7. Не допуская перегиба биметаллической пластины, приподнимите якорь 8 и осмотрите контакты. Зачистите контакты мелкозернистой наждачной бумагой, удалив нагар и копоть с их поверхностей. Для восстановления первоначальной формы контакта, поврежденного эрозией, опилите его надфилем с мелкой насечкой, а затем зачистите и заполируйте мелкозернистой наждачной бумагой.

Во всех случаях старайтесь как можно меньше снимать металла с контактов. Продукты зачистки удалите пылесосом, контакты протрите ветошью, смоченной в спирте.

Если из-за опиливания расстояние между контактами увеличилось более чем на 0,2 мм, это увеличение скомпенсируйте изменением положения винта, несущего неподвижный контакт 9. Удерживая винт отверткой, ослабьте контргайку, фиксирующую его на шине, расположенной на обратной стороне панели. Плавно вкручивая винт отверткой, восстановите прежнее расстояние между контактами. Затем, все еще удерживая винт отверткой, надежно затяните контргайку. Желательно зафиксировать контргайку каплей клея или краски. Восстановив электрический контакт, поставьте на свое место упор 7 и закрепите его гайкой 6 с шайбой 5.

Для замены сломавшейся биметаллической пластины 1 или иных деталей придется разобрать терморегулятор. Поверните ручку установки теплового режима в крайнее левое положение (минимальный нагрев) и снимите ее с головки регулировочного винта и выступающего упора 2 рамки 4, предварительно выкрутив немного стопорный винт из ручки. Отметьте положение регулировочного винта 3 относительно рамки 4 какими-либо метками. Отверните винты 12 и выньте гайки из углублений на обратной стороне панели 10. Снимите с панели рамку, пластинчатую пружину 13, отвернув два винта 14, прикрепляющих пластинчатую пружину. Головки этих винтов располагаются на обратной стороне панели. Отверните гайку и винт, несущий неподвижный контакт аварийного термоограничителя.

После этого можно снять биметаллическую пластину 1. А вот чтобы снять магнит 11, придется частично демонтировать длинный стержень датчика аварийного термоограничителя.

НЕИСПРАВНОСТЬ 2

Недостаточный или чрезмерный нагрев электрорадиатора.

Причина

Сбой настройки терморегулятора (см. рис. 4).

Способ устранения

Снимите крышку (как при неисправности 1, вызванной причиной 2), снимите ручку установки режима (как при неисправности 1, вызванной причиной 4). Медленно поворачивая головку регулировочного винта 14 (см. рис. 3) отверткой, доведите зазор между неподвижным и подвижным контактами терморегулятора до 0,5-0,6 мм. Определить величину зазора можно щупом или любой металлической прокладкой указанной толщины. Теперь якорь будет находиться в положении безразличного равновесия, т. е. сможет свободно перемещаться из одного крайнего положения в другое.

Аккуратно подгибая плоскогубцами упор 17, установите ход якоря в пределах 1,5-2,5 мм. Проверьте пальцем характер движения якоря, который должен скачкообразно перемещаться от магнита к упору.

Вставьте отвертку в шлиц регулировочного винта и плавно поворачивайте его по часовой стрелке до момента замыкания контактов, что легко контролируется омметром или пробником. Теперь медленно вращайте винт в противоположную сторону, пока контакты не разомкнутся. В зтом положении регулировочного винта надо надеть на его головку ручку установки режима нагрева так, чтобы стрелка на ней находилась в крайнем левом положении «Выключено». При этом фигурный паз на обратной стороне ручки должен упираться в выступающий упор 2 (см. рис. 4), рамки 4. Закрепите ручку стопорным винтом.

Закройте блок управления крышкой. Вставьте вилку в розетку и проверьте работу электрорадиатора сначала на «среднем нагреве», а потом на «максимальном нагреве». Дождитесь самоотключения нагревателя. При этом температура его корпуса должна быть не выше 100°С. Чтобы это проверить, нанесите каплю воды на нижнюю часть корпуса радиатора: вода не должна закипеть.

Если в вашем радиаторе биметаллический злемент воздействует не на встроенные контакты, а на микровыключатель, то при выходе последнего из строя отремонтировать блок управления можно только одним способом - заменив неремонтнопригодный микровыключатель.